Что летает и ездит

Previous Entry Share Next Entry
В логове "Большого брата" автомобилистов
stoleo1976

По приглашению mosblog побывали в святая святых ДепТранса - Ситуационном центре ЦОДД.
Основная задача этого центра создание и управление ИТС (интеллектуальная транспортная система) города, в задачи которой уже входят:
мониторинг и оперативное управление движением пассажирского городского транспорта Москвы, оперативное реагирование на текущую ситуацию на улично-дорожной сети, система информирования участников дорожного движения, управление светофорными объектами, фото- и видеофиксация нарушений ПДД, контроль функционирования парковочного пространства.


Давайте попробуем приоткрыть завесу работы центра

В сегодняшнем виде эта ИТС еще молодая, ей всего около года, весь этот период она развивалась, настраивалась, отлаживалась, совершенствовалась и к концу первого года своего существования обрела законченные черты.
В основе системы динамическая транспортная модель, которая собирает в себя большое количество данных, это не только скорость движения на участке, это еще скорость отдельных потоков, количество тс, тип тс (легковые, грузовые, общественный транспорт), интенсивность потоков, в том числе идет учет и времени суток - например скорость потока в 40км\ч утром и скорость потока в 40км\ч ночью две большие разницы. Кстати в этом плане информация от Яндекса по загруженности дорог не берется, только свои ЦОДД силы.
Вы наверно видели на столбах (освещения и не только) направленные под углом на проезжую часть коробкочки - это детекторы транспорта, считывающие и передающие информацию в ИТС: объем потока ТС, средняя скорость движения, занятость полос движения, обнаружение присутствия тс, классификация тс.
Как правило ИТС у ЦОДД в том числе состоит из двух главных\основных частей - система сбора, анализа и система принятия решений.


Как правило у ИТС одна из двух целей - либо управление перевозками (людей, грузы), либо управление потоками. Насколько понял в Центре эти цели совместили и сделали отличную от большинства известных систем (в лучшую сторону конечно). При этом в обоих случаях задача одинаковая - максимальное использование улично-дорожной сети. Но делать это надо без фанатизма. Например если у вас на каком то участке 4 полосы и все их заполнить транспортом максимально, а далее у вас дорога сужается до двух полос, возникает эффект бутылочного горлышка и как итог - пробка. Поэтому надо распределить поток так, чтобы он был максимально равномерен.
Кстати жизненный пример такой равномерности (которая не от ЦОДД, а опыта проф водителей) - в крайне левых полосах легковушки несутся 100-120км\ч мимо едущих со средней 80км\ч в правых рядах (как правило грузовой транспорт) и когда впереди происходит замедление потока, едущие быстрее в левых(и доезжающие быстрее до затруднения) вынуждены притормаживать и сбрасывать скорость, к тому моменту как движение опять начинается, подъезжают медленные правые полосы и т.к. движение уже возобновилось они продолжают пилить на своих 80км\ч фактические обгоняя гонщиков слева, которые сбросили скорость или совсем остановились. Японцы по этому поводу даже эксперимент ставили:


Поэтому не надо пытаться догнать впереди идущую машину, если видите, что за ней затор (а на МКАДе это более менее можно - учитывая его холмистость) - лучше медленней подъехать к моменту когда он тронется - тем самым вы стабилизируете движение, т.к. не будет цикла торможение\разгон.



Карта распределения детекторов транспорта.
Казалось бы получили информацию с детекторов и отлично, но это далеко не все. Датчики то стоят не через каждый метр. Следовательно мы получили информацию о потоке только около датчика, а вот как себя ведет поток между датчиками, куда распределяется  - для понятия и анализа этого в ИТС введена модель "поведенческая" на основе большого массива статистической информации о количестве инфраструктурных объектов (жилые дома, количество жителей, БЦ, ТЦ, соц объекты, предприятия и т.п.) и уже с учетом этой модели и собираемой оперативной информации ИТС выдает данные и "принимает решения".


"Гусеницы" транспортного потока который управляется связанными в единую "зеленую улицу" светофорами. Управление происходит и в ручную и в авто режиме. В систему заложены разные сценарии работы светофоров в режиме "зеленых улиц" и просто в фазах их переключения.


Например есть базовые сценарии - будний день, выходной, пятница. При необходимости их включают раньше или позже или вносят изменения вручную при необходимости - например при аварии.
Но далеко не все светофоры в городе еще подключены к ИТС ЦОДД, приблизительно 50\50, постепенно будут все подключены.
Кстати - актуальный вопрос - куда звонить, если сломался светофор  - не звоните в 02 - бесполезно (пробовал), звоните в контакт-центр "Московский транспорт" по короткому номеру (для сотовых) 3210 или городской +7 (495) 539-54-54. По вопросам фаз пешеходных переходов, неправильной работы счетчиков времени, "левых" светофоров (от строителей временные могут остаться) и если видите нарушение парковки, чтоб послали пешего инспектора (закрыт номер, "открыт багажник") можно по этим номерам.


Джойстик для управления камерой на перекрестке


Точка, точка, запятая








ДТП на карте подсвечиваются цветами в соответствии с влиянием на движение - зеленые не особо влияют и далее по нарастающей до красного - аналогично цветовой подсветки пробок.
Мы спросили  у ребят, рассказывающих нам о системе, насчет автоопределения аварий и они сказали что планировалось это сделать, но при анализе возникли моменты, с которыми не понятно что делать - например, определение полосы и направления движения места аварии - ведь машины сталкиваются и на перекрестках и вылетают на противоположные направления проезжих частей, к тому же потом зеваки со встречного движения начинают тормозить, рассматривая аварию и создают пробку на пустом месте.В общем пока отложили.
НО, надеюсь ребята из ЦОДД будут читать наши отчеты, - а почему бы все таки не внедрить распознавание аварий в местах где есть камеры ( а может получится и с помощью детекторов транспортных потоков, благо в них радары), без заморочек направления и полосы - эту информацию уже оставить операторам - им на экран выводится сигнал об аварии, они выводят нужный участок дороги себе на экран, смотрят повтор и делают по результату нужные отметки, посылают сигнал оперативным службам.
Кстати и почему бы не сделать определение сломавшегося авто - особенно на трассах Москвы, где разрешенная скорость 80км\ч и больше - большинство вылетных, ТТК, МКАД - стоящие в одной из полос сломавшиеся авто на них часто пробки вызывают. И после определения сломавшегося авто, как во многих цивилизованных странах - высылать техничку, чтоб как минимум убрать с проезжей части препятствие.
Записи с камер хранятся 10 дней, так что если тьфу, тьфу, тьфу не дай бог попали - в первые же дни надо оформлять запрос на получение их.


К сожалению многие жизненные вопросы, которые друзья просили задать, оказались не в поле зрения и деятельности Центра. Центр занимается только сбором\анализом и принятием решения по управлению имеющимся в его распоряжении оборудования. А вот об установке нового (камеры, светофоры, знаки, платные парковки) они решения не принимают, а выдают только информацию о транспортной ситуации на участках, когда запрашивают от ДепТранса (ЦОДД подразделение ДепТранса), ГИБДД и другими департаментами Москвы. Решения о улицах и участках где ставить за ДепТрансом, ГИБДД. ЦОДД только проектирует установку знаков, камер на указанных ему участках. Кстати есть места, где я б камеры на 10-20 метров подвинул.
Кстати по поводу перекрытия для ВИП кортежей - как нам сказали, Центр про них не знает и их не предупреждают, как я понял "ключи" у соответствующих структур для этого есть. И Центр узнает только в момент свершившегося факта.




Во дворе полигон для тренировки "на кошках" ))


Вот такая вот интересная экскурсия получилась, к сожалению остались вопросы на которые не было возможности получить ответ, они для головного ДепТранса и коллег Центра - МАДИ и АМПП, надеюсь к ним тоже будут экскурсии.
Надеюсь что проектировщики\строители дорог, развязок Москвы и чиновники правительства отвечающие за это будут по максимуму использовать информацию от Центра, прежде чем строить, чтобы просчитать последствия. А то иногда как построят, так потом хочеться их там заставить вечно ездить мучаться.

Если ДепТранс будет читать - к внедрению определения камерами поворота из не предназначенной полосы сделайте еще и определение проезда прямо по полосе предназначенной только для поворота, участки где это критично подскажу.

Много оперативной информации смотрите на сайте ЦОДД, в том числе карта работы парконов и на сайт Транспортного портала. А если хотите задать вопросы по работе камер, парковок и т.п. вам к форме заявок. И не забывайте короткий номер Контакт центра - 3210.

Спасибо Ситуационному центру ЦОДД и сообществу Мосблог за экскурсию.


Recent Posts from This Journal


  • 1
Нам бы в город такой центр, глядишь оптимизировали бы. Тут застройка поменьше, может по их данным аналитики трассы новые проложили бы...

ЦОДДовцы рассказывали, что из других крупных городов приезжают смотреть, консультироваться, может быть когда нибудь ) а пока подозреваю, что из-за привета от кризиса, в других городах еще не скоро (

  • 1
?

Log in

No account? Create an account