?

Log in

No account? Create an account

Что летает и ездит

Previous Entry Share Next Entry
В логове "Большого брата" автомобилистов
stoleo1976

По приглашению mosblog побывали в святая святых ДепТранса - Ситуационном центре ЦОДД.
Основная задача этого центра создание и управление ИТС (интеллектуальная транспортная система) города, в задачи которой уже входят:
мониторинг и оперативное управление движением пассажирского городского транспорта Москвы, оперативное реагирование на текущую ситуацию на улично-дорожной сети, система информирования участников дорожного движения, управление светофорными объектами, фото- и видеофиксация нарушений ПДД, контроль функционирования парковочного пространства.


Давайте попробуем приоткрыть завесу работы центра

В сегодняшнем виде эта ИТС еще молодая, ей всего около года, весь этот период она развивалась, настраивалась, отлаживалась, совершенствовалась и к концу первого года своего существования обрела законченные черты.
В основе системы динамическая транспортная модель, которая собирает в себя большое количество данных, это не только скорость движения на участке, это еще скорость отдельных потоков, количество тс, тип тс (легковые, грузовые, общественный транспорт), интенсивность потоков, в том числе идет учет и времени суток - например скорость потока в 40км\ч утром и скорость потока в 40км\ч ночью две большие разницы. Кстати в этом плане информация от Яндекса по загруженности дорог не берется, только свои ЦОДД силы.
Вы наверно видели на столбах (освещения и не только) направленные под углом на проезжую часть коробкочки - это детекторы транспорта, считывающие и передающие информацию в ИТС: объем потока ТС, средняя скорость движения, занятость полос движения, обнаружение присутствия тс, классификация тс.
Как правило ИТС у ЦОДД в том числе состоит из двух главных\основных частей - система сбора, анализа и система принятия решений.


Как правило у ИТС одна из двух целей - либо управление перевозками (людей, грузы), либо управление потоками. Насколько понял в Центре эти цели совместили и сделали отличную от большинства известных систем (в лучшую сторону конечно). При этом в обоих случаях задача одинаковая - максимальное использование улично-дорожной сети. Но делать это надо без фанатизма. Например если у вас на каком то участке 4 полосы и все их заполнить транспортом максимально, а далее у вас дорога сужается до двух полос, возникает эффект бутылочного горлышка и как итог - пробка. Поэтому надо распределить поток так, чтобы он был максимально равномерен.
Кстати жизненный пример такой равномерности (которая не от ЦОДД, а опыта проф водителей) - в крайне левых полосах легковушки несутся 100-120км\ч мимо едущих со средней 80км\ч в правых рядах (как правило грузовой транспорт) и когда впереди происходит замедление потока, едущие быстрее в левых(и доезжающие быстрее до затруднения) вынуждены притормаживать и сбрасывать скорость, к тому моменту как движение опять начинается, подъезжают медленные правые полосы и т.к. движение уже возобновилось они продолжают пилить на своих 80км\ч фактические обгоняя гонщиков слева, которые сбросили скорость или совсем остановились. Японцы по этому поводу даже эксперимент ставили:


Поэтому не надо пытаться догнать впереди идущую машину, если видите, что за ней затор (а на МКАДе это более менее можно - учитывая его холмистость) - лучше медленней подъехать к моменту когда он тронется - тем самым вы стабилизируете движение, т.к. не будет цикла торможение\разгон.



Карта распределения детекторов транспорта.
Казалось бы получили информацию с детекторов и отлично, но это далеко не все. Датчики то стоят не через каждый метр. Следовательно мы получили информацию о потоке только около датчика, а вот как себя ведет поток между датчиками, куда распределяется  - для понятия и анализа этого в ИТС введена модель "поведенческая" на основе большого массива статистической информации о количестве инфраструктурных объектов (жилые дома, количество жителей, БЦ, ТЦ, соц объекты, предприятия и т.п.) и уже с учетом этой модели и собираемой оперативной информации ИТС выдает данные и "принимает решения".


"Гусеницы" транспортного потока который управляется связанными в единую "зеленую улицу" светофорами. Управление происходит и в ручную и в авто режиме. В систему заложены разные сценарии работы светофоров в режиме "зеленых улиц" и просто в фазах их переключения.


Например есть базовые сценарии - будний день, выходной, пятница. При необходимости их включают раньше или позже или вносят изменения вручную при необходимости - например при аварии.
Но далеко не все светофоры в городе еще подключены к ИТС ЦОДД, приблизительно 50\50, постепенно будут все подключены.
Кстати - актуальный вопрос - куда звонить, если сломался светофор  - не звоните в 02 - бесполезно (пробовал), звоните в контакт-центр "Московский транспорт" по короткому номеру (для сотовых) 3210 или городской +7 (495) 539-54-54. По вопросам фаз пешеходных переходов, неправильной работы счетчиков времени, "левых" светофоров (от строителей временные могут остаться) и если видите нарушение парковки, чтоб послали пешего инспектора (закрыт номер, "открыт багажник") можно по этим номерам.


Джойстик для управления камерой на перекрестке


Точка, точка, запятая








ДТП на карте подсвечиваются цветами в соответствии с влиянием на движение - зеленые не особо влияют и далее по нарастающей до красного - аналогично цветовой подсветки пробок.
Мы спросили  у ребят, рассказывающих нам о системе, насчет автоопределения аварий и они сказали что планировалось это сделать, но при анализе возникли моменты, с которыми не понятно что делать - например, определение полосы и направления движения места аварии - ведь машины сталкиваются и на перекрестках и вылетают на противоположные направления проезжих частей, к тому же потом зеваки со встречного движения начинают тормозить, рассматривая аварию и создают пробку на пустом месте.В общем пока отложили.
НО, надеюсь ребята из ЦОДД будут читать наши отчеты, - а почему бы все таки не внедрить распознавание аварий в местах где есть камеры ( а может получится и с помощью детекторов транспортных потоков, благо в них радары), без заморочек направления и полосы - эту информацию уже оставить операторам - им на экран выводится сигнал об аварии, они выводят нужный участок дороги себе на экран, смотрят повтор и делают по результату нужные отметки, посылают сигнал оперативным службам.
Кстати и почему бы не сделать определение сломавшегося авто - особенно на трассах Москвы, где разрешенная скорость 80км\ч и больше - большинство вылетных, ТТК, МКАД - стоящие в одной из полос сломавшиеся авто на них часто пробки вызывают. И после определения сломавшегося авто, как во многих цивилизованных странах - высылать техничку, чтоб как минимум убрать с проезжей части препятствие.
Записи с камер хранятся 10 дней, так что если тьфу, тьфу, тьфу не дай бог попали - в первые же дни надо оформлять запрос на получение их.


К сожалению многие жизненные вопросы, которые друзья просили задать, оказались не в поле зрения и деятельности Центра. Центр занимается только сбором\анализом и принятием решения по управлению имеющимся в его распоряжении оборудования. А вот об установке нового (камеры, светофоры, знаки, платные парковки) они решения не принимают, а выдают только информацию о транспортной ситуации на участках, когда запрашивают от ДепТранса (ЦОДД подразделение ДепТранса), ГИБДД и другими департаментами Москвы. Решения о улицах и участках где ставить за ДепТрансом, ГИБДД. ЦОДД только проектирует установку знаков, камер на указанных ему участках. Кстати есть места, где я б камеры на 10-20 метров подвинул.
Кстати по поводу перекрытия для ВИП кортежей - как нам сказали, Центр про них не знает и их не предупреждают, как я понял "ключи" у соответствующих структур для этого есть. И Центр узнает только в момент свершившегося факта.




Во дворе полигон для тренировки "на кошках" ))


Вот такая вот интересная экскурсия получилась, к сожалению остались вопросы на которые не было возможности получить ответ, они для головного ДепТранса и коллег Центра - МАДИ и АМПП, надеюсь к ним тоже будут экскурсии.
Надеюсь что проектировщики\строители дорог, развязок Москвы и чиновники правительства отвечающие за это будут по максимуму использовать информацию от Центра, прежде чем строить, чтобы просчитать последствия. А то иногда как построят, так потом хочеться их там заставить вечно ездить мучаться.

Если ДепТранс будет читать - к внедрению определения камерами поворота из не предназначенной полосы сделайте еще и определение проезда прямо по полосе предназначенной только для поворота, участки где это критично подскажу.

Много оперативной информации смотрите на сайте ЦОДД, в том числе карта работы парконов и на сайт Транспортного портала. А если хотите задать вопросы по работе камер, парковок и т.п. вам к форме заявок. И не забывайте короткий номер Контакт центра - 3210.

Спасибо Ситуационному центру ЦОДД и сообществу Мосблог за экскурсию.


Recent Posts from This Journal



  • 1
ЦОДДовцы рассказывали, что из других крупных городов приезжают смотреть, консультироваться, может быть когда нибудь ) а пока подозреваю, что из-за привета от кризиса, в других городах еще не скоро (

  • 1